В Ространснадзоре предложили ввести программу оценки безопасности перевозчиков и разрешать авиасообщение только после успешно пройденного аудита. Цель нововведений – контроль деятельности иностранных авиаперевозчиков, снижение количества воздушных инцидентов.
По прохождении аудита иностранные авиакомпании должны получить одобрение, иначе ожидается сокращение международных рейсов, что может ударить по отечественной экономике. Напоминаем, что сейчас действуют договоры воздушного сообщения.
Ограничения для заграничных авиаперевозчиков существуют в Великобритании, странах ЕС, Израиле, Китае, Монголии, ОАЭ. В ЕС ограничения вступили в силу 10 лет назад, когда Европейское агентство по авиационной безопасности ввела (EASA) сертификаты безопасности для перевозчиков из третьих стран, которые разрешают находиться в Еврозоне. На ноябрь 2022 г. сертификаты EASA выданы 690 авиакомпаниям. В черный список попали перевозчики из стран Афганистана, Анголы, Армении, Конго, Киргизии, Ливии, Непала, Пакистана, России, Судана, Зимбабве. Еврокомиссия мотивировала это решение опасениями перерегистрации иностранных самолетов в российский реестр.
Аккредитованный аудитор международной программы оценки безопасности перевозчиков в деловой авиации Сергей Потапов считает, что попасть российским компаниям в белый список поможет взаимный аудит РФ и стран ЕС перевозчиков на соблюдение правил Международной организации гражданской авиации (ICAO).
Глава Ространснадзора Виктор Басаргин предложил Минтрансу наделить службу дополнительными полномочиями. Иностранный перевозчик должен получить разрешение службы надзора не менее, чем за месяц до планируемого рейса. В Еврозоне сертификаты – бессрочные. Плановый аудит иностранного перевозчика будет платным. В Европе сертификат, если компания не вызывает опасений безопасности, выдается бесплатно. В противном случае за транспортные расходы, технические встречи и выездные инспекции компания платит €10–19 тыс.
Выданное Ространснадзором одобрение может быть отозвано или ограничено в случае, если не были устранены нарушения и исполнены предписания инспектора в установленные сроки. Программа оценки безопасности иностранных авиакомпаний устранит недобросовестных перевозчиков.
Ведущий эксперт центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко считает, что инициатива Ространснадзора сократит и без того дефицитные перевозки, увеличит издержки и тарифы, а также создаст условия для коррупционных схем.